Программа развития МКДОУ «ПОДГОРЕНСКИЙ

ДЕТСКИЙ САД» на 2015-2020 г.г.

 

Разработано с учётом ФГОС дошкольного образования

Руководители проекта:

А.П.Комарова – заведующая МКДОУ «Подгоренский детский сад»

Н.И. Косенко – воспитатель

 

Содержание:

Введение

  1. Исходное состояние МКДОУ Подгоренский детский сад

1.1.Информационная справка

1.2.            Проблемный анализ состояния МКДОУ

1.3.            Проблемный вывод МКДОУ

  1. Концепция программы развития МКДОУ
  2. Структурно-содержательное описание
  3. Действия по реализации программы:

4.1. Прогнозируемые результаты

4.2.            План деятельности

Заключение

 

ВВЕДЕНИЕ

 Значительные социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в современной России, определили формирование новых макро условий для развития общества. Обновления затронули все сферы жизнедеятельности, в том числе и образовательное пространство.

  В современной системе дошкольного и школьного воспитания – начальном этапе непрерывного образования – остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации. Реальная ситуация характеризуется наличием большого числа программ идущих «сверху» и инициативой «снизу», от педагогов чутко реагирующих на социальные запросы родителей и школы. Такое положение вызвало тенденцию создания индивидуальных образовательных проектов развития конкретных образовательных учреждений.

  Таким образом, актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным учреждением состоит в необходимости их сохранения, развития и удовлетворения социального заказа исходя из сложившихся условий.

  Осознание этого привело нас к необходимости создания программы развития ОУ, представляющую собой нестандартную систему, направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор конкретных управленческих решений и обеспечение поэтапного поставленных целей.

  Программа разработана на 5 лет с учетом нормативно-правовой базы:

  1. Закон РФ об образовании.
  2. Концепция дошкольного воспитания.
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. Конституция РФ.
  5. Конституция РМЭ.
  6. Положение о дошкольном учреждении.
  7. Приоритетный национальный проект «Образование».

  Содержание разработанной программы отвечает ведущим идеям современного образования:

-          Признание самоценности дошкольного периода.

-          Сохранения и развития психофизического здоровья дошкольников и школьников.

-          Гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса.

-          Свобода выбора программ и технологий.

 

  Обоснование актуальности программ.

  Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

  Что же такое здоровье?  Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектовСогласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых закладывается в детстве. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет ОРВИ в течение года более 4 раз. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих учеников 85-90% отстают не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья.

 Цель: воспитать физически, психически здорового и социально адаптированного ребенка. Создать и практически реализовать модель оздоровительного учреждения.

 Задачи:

  1. Создать систему лечебно-профилактической и педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья ребенка, приобщению его к общечеловеческим ценностям.
  2. Организовать психо-профилактическую работу, отработать систему коррекционных мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье.
  3. Создать условия для эмоционального благополучия детей во взаимодействиях всех субъектов воспитания: ребенок-педагог, ребенок-ребенок. Ребенок-родитель, педагог-родитель.
  4. Организовать систему мероприятий по педагогическому, психологическому просвещению семьи.
  5. Создать материально-техническую базу, способствующую психическому и физическому здоровью.

  Критерии:

  1. Критерии физического здоровья:

-          уровень физического развития;

-          группа здоровья;

-          резистентность (кратность заболеваний в течение года);

-          показатели двигательной активности;

-          заболеваемость.

  1. Критерии психического здоровья:

-          уровень эмоционального благополучия (тревожность, страх, агрессивность, самооценка);

-          уровень познавательной деятельности (восприятие зрительное, слуховое);

-          опосредованное запоминание, наглядно действенное мышление, обобщенность понятий, их классификация.

  1. Критерии социального здоровья:

-          самообслуживание;

-          личностная и мотивационная готовность к школе;

-          коммуникативные связи.

  1. Критерии соответствия участников педагогического процесса и материально-технической базы целям и задачам МКДОУ; уровень квалификации педагогов.

 

 

  1. ИСХОДНОЕ СОСОТОЯНИЕ МКДОУ ПОДГОРЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД.

1.1.  Информационная справка.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Подгоренский детский сад» общеразвивающего вида был открыт 01.01.2007г.

Учредитель: Муниципальное учреждение «Отдел образования» администрации Калачеевского района.

Нормативно-правовые основы деятельности МКДОУ отражаются Уставом и локальными актами:

-          договоры с Учредителем, родителями, специалистами;

-          правила внутреннего трудового распорядка;

-          должностные инструкции;

-          договора с другими организациями.

      МКДОУ расположено в нетиповом одноэтажном здании. В настоящее время функционирует одна группа:

Разновозрастная группа – 1 ОНР.

Режим работы МКДОУ: 9 часов.

Детский сад работает 5 дней в неделю, суббота, воскресенье – выходные дни.

 

  Организационно-педагогические условия воспитательно-образовательного процесса, созданные в МКДОУ, помогают в выборе оптимальных форм организации детской деятельности.

  Педагогический коллектив реализует свое право на выбор образовательных программ, успешно решая эту задачу с учетом социально-экономических и национально-культурных условий. Педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов образовательного процесса. Педагогический коллектив МКДОУ в основном стабильный. Инициативный. МКДОУ обеспечивает психологический комфорт воспитателям и педагогам, создает атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, стремление создать все условия для сохранения и укрепления здоровья.

  В коллективе складываются следующие традиции:

-          потребность в постоянном усовершенствовании;

-          нетрадиционное проведение методических мероприятий для педагогов;

-          совместное празднование торжественных дат.

  Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Кроме воспитателя с детьми занимается музыкальный руководитель.

  Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы. Ежегодно силами коллектива проводится косметический ремонт, при необходимости капитальный.

  Участок детского сада озеленен, оснащен игровым оборудованием, имеется спортивная площадка.

   Детский сад расположен в селе Подгорное. Детский сад находится в центре села по улице Школьная, 25. Здание одноэтажное с двумя выходами, не типовое. МКДОУ Подгоренский детский сад находится в окружении жилых домов. Для обеспечения реализации задач необходимо, чтобы МКДОУ был частью образовательного пространства, поэтому МКДОУ открытая социальная система, успешно сотрудничающая с различными организациями.

  Коллектив МКДОУ во главе с руководителем Комаровой А.П. работает в тесном контакте с другими садами.

  Информационно-аналитическое обеспечение.

Внешняя информация:

  1. Документация:

-          директивные документы;

-          нормативные акты.

  1. Методический кабинет укомплектован в основном:

-          методическими статьями;

-          методическими разработками;

-          материалами инновационного опыта.

Внутренняя информация:

  1. Данные о материально-технической базе.
  2. Сведения о детях в книге движения детей по детскому саду:

-          количество;

-          возраст;

-          пол;

-          состояние здоровья.

  1. Сведения о кадрах:

-          общее количество;

-          дифференциация по разряду;

-          дифференциация по стажу;

  1. Данные о состоянии и результатах учебно-воспитательного процесса:

-          справка, анкеты.

  1. Информация о состоянии и результатах контроля:

-          диаграммы результативности учебно-воспитательного процесса.

  1. Информация о работе с:

-          родителями в годовом плане;

-          школой в годовом плане;

-          амбулаторией в годовом плане.

  1. Информация, характеризующая состояние методической работы в МКДОУ:

-          педсоветы (протоколы);

-          программы;

-          семинары;

-          консультации;

-          диагностические карты.

 

1.2.  Проблемный анализ состояния МКДОУ

Главная цель разработанной программы МКДОУ – повышение качества воспитания и образования детей, то есть полное удовлетворение социального заказа на образовательные услуги в отношении детей дошкольного и школьного возраста. Решение этой задачи связано с ответом на вопросы: Что нужно изменить? Что требует проблемного анализа настоящего состояния МКДОУ?

  Анализ результатов:

 Проведение анализа результатов деятельности любого МКДОУ в настоящее время является очень сложной проблемой, поскольку требования, заложенные в программе воспитания и обучения в детском саду, расходятся с требованиями, предъявляемыми потребителями услуг МКДОУ (родителями, школой). В этой ситуации из кредитов психологических возможностей и потребностей дошкольного возраста, а именно: здоровье детей, уровень знаний и умений, готовность к школьному обучению.

 Здоровье детей, посещающих МКДОУ, является предметом пристального внимания педагогического коллектива. Дважды в год проводится диагностика уровня физической подготовленности воспитанников. Анализируется состояние здоровья детей. Представленные цифры свидетельствуют, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почти каждый ребенок имеет соматические заболевания. Несмотря на понятные всем причины роста заболеваемости детей (экология, питание, снижение жизненного тонуса, иммунитета и др.)оторые носят объективный характер, за последние 3 года отмечается динамика количества здоровых детей с высоким и средним уровнем физической подготовленности. Однако требуется:

-          закреплять наметившиеся тенденции развития здоровья и отсутствия травматизма наших воспитанников;

-          повышать уровень физической подготовленности детей;

-          снижать количество детей с отклонениями в психофизическом развитии и соматическими заболеваниями.

Анализ социально-психологического развития детей включает в себя психологическую диагностику уровня интеллектуального, эмоционально-волевого и личностного развития воспитанников, педагогическая диагностика степени овладения разными видами деятельности, что в целом составляет называемую и (ожидаемую взрослыми) «школьную зрелость» ребенка 6-7 лет.

Данные об уровне психологической готовности детей к обучению в школе (в%)

Год

Уровень психологической готовности

высокий

средний

низкий

2015-2016

в начале года

в конце года

 

 

 

2017-2018

в начале года

в конце года

 

 

 

2019-2020

в начале года

в конце года

 

 

 

 

Качественный анализ позволяет сделать вывод, что хорошо развиты сформированность учебных действий, слуховая память, фонематический слух, кратковременная память и внимание, мышление. В усиленном внимании нуждается комбинаторские способности, образно-логическое мышление (диагностика психолога).

 

Анализ воспитательно-образовательного процесса:

Результаты учебно-воспитательного процесса позволяют сделать вывод о значительном их улучшении. Динамика результативности обеспечивается внедрением в практику работы МКДОУ нового содержания и организации методов и приемов воспитания и обучения комплексным подходом к развитию личности наших детей. Существенная динамика отмечена в изобразительной деятельности, в экологическом воспитании, музыкальной деятельности, развитие речевой деятельности, игровой деятельности.

  С целью дальнейшего повышения результативности пед. процесса МКДОУ, главной целью которого является развитие всесторонне развитой личности, готовой к самореализации, необходимо:

-          осуществлять социально-нравственное развитие детей через формирование системы «Я» - ребенка и его отношений с окружающим миром;

-          совершенствовать интеллектуальное развитие ребенка через формирование высших психических процессов и познавательных процессов;

-          уделять особое внимание развитию речи, игре, физической подготовленности.

Проведенный выше анализ результатов деятельности коллектива детского сада показал, что вывод их на должный уровень во многом зависит от содержания, технологий и организации учебно-воспитательного процесса.

 В настоящее время учебно-воспитательный процесс в детском саду обеспечивается по 5 основным направлениям, которые отражены в таблице «Основные направления работы МКДОУ».

 Развивающее обучение в новой модели образовательного пространства предлагает использование новых программ и технологий, которые предусматривают не просто усвоение нового содержания, а такую организацию познавательной деятельности детей, которая обеспечивает ребенку новые достижения и продвижения в развитии. При этом, важное соблюдение поэтапного обучения:

1-этап первичного освоения знаний и умений;

2-этап самостоятельного применения знаний и умений в специально организованных условиях;

3-этап самостоятельного творческого применения детьми знаний и умений.

 Следующая таблица представляет программы, используемые в учебно-воспитательном процессе МКДОУ.

 Следующие таблицы отражают воспитательно-образовательный процесс в МКДОУ и основные формы его организации.

  В МКДОУ отработана система закаливающей профилактической работы и осуществляется вариативный подход к формам и содержанию физического воспитания детей. Анализ учебно-воспитательного процесса позволяет заключить, что его организация, содержание и формы, используемые в настоящее время в МКДОУ, обеспечивают психическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья, готовность к следующему этапу жизни – школьному. Актуальной остается задача – повышение эффективности учебно-воспитательного процесса по достижению задач трех направлений развития ребенка. В этой связи требуется решение следующих проблем:

  1. дальнейшая оптимизация программного обеспечения работы МКДОУ (соблюдение требований Госстандарта и их превышение через расширение вариативного и дополнительного образования);
  2. активизация внедрения педагогических технологий в образовательно-воспитательном процессе;
  3. совершенствование содержания и форм взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

Анализ условий:

 Важнейшими показателями, влияющими на результативность педпроцесса, являются условия его организации, анализ которых позволит выявить причины и возможные последствия его нарушения, также позволит наметить пути его совершенствования. Главным условием являются человеческие ресурсы, а именно педагогические кадры учреждения. Качественный состав педагогических кадров МКДОУ отражен в таблице.

  Повышение уровня квалификации обеспечивается участием педагогов в методических объединениях, через курсы повышения квалификации, самообразование, развитие педагогического опыта. Много возможностей в этом плане дают тесные контакты МКДОУ с внешними организациями.

  Важнейшей характеристикой МКДОУ является социально-психологический климат в коллективе. В настоящее время сформирован коллектив единомышленников с благоприятным психологическим климатом, способствующим нормальному процессу решения стоящих перед коллективом задач. Наше МКДОУ обеспечивает психологический комфорт педагогам, создает атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, стремление создать все условия для сохранения и укрепления здоровья. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию детей в тесном контакте с семьей. Педагоги убеждены в том, что основное воздействие на развитие ребенка всегда будет оказывать  не детский сад, не школа, а прежде всего родители, семья. Главная цель работы педагогов с семьей – психолого-педагогическое просвещение, оказание помощи в воспитании детей, профилактика нарушений в детско-родительских отношениях. Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс (см. таблицу «Формы взаимодействия МКДОУ с семьей»).

   Материально-техническое обеспечение МКДОУ позволяет решать воспитательно-образовательные задачи. Структура предметно-развивающей среды, наряду с групповой комнатой позволяет осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников.

   Благодаря усилиям администрации и коллектива, в МКДОУ создана база дидактических игр, методической литературы. Программно-методическое обеспечение пед. процесса направлено на выполнение государственного стандарта дошкольного образования, что связано с использованием программ и технологий, обеспечивающих гармоничное развитие ребенка, ориентацию на  удовлетворение социального заказа. В рамках образования в МКДОУ функционируют следующие кружки:

«Колокольчики» - развитие вокальных и танцевальных способностей;

«Мы художники» - нетрадиционные способы рисования;

«Азбука православия» - краткое изложение истин православной веры.

1.3 Проблемный вывод.

 Представленный анализ результатов оценки МКДОУ позволяет выявить следующие особенности его деятельности:

  1. основной целью, желаемым результатом педагогического процесса является развитие гармоничной личности ребенка, готовой к самореализации через доступные ему виды деятельности;
  2. по главным показателям желаемого результата коллектив ОУ добивается высоких показателей, свидетельствующих о всестороннем развитии детей;
  3. отмечена динамика сохранения и развития здоровья детей, совершенствуется социально-психологическое развитие детей, по большинству направлений развития детей прослеживается тенденция соответствия Госстандарту дошкольного воспитания и образования;
  4. организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуально-типологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям. Содержание учебно-воспитательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей, школы), обеспечивает обогащенное развитие детей за счет использования базовых программ. педагогический процесс в детском саду имеет развивающий и корригирующий характер, способствует формированию у детей реального образа мира и себя, развитию их способностей;
  5. созданы необходимые условия для решения задач на должном уровне:

 Вышеизложенное позволяет заключить о полном соответствии деятельности МКДОУ требованиям Госстандарта по дошкольному образованию. Проведенный анализ настоящего состояния деятельности МКДОУ показал, что реально сложились условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего развития учреждения.

 

  1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МКДОУ.

Современное МКДОУ, соответствуя изменившейся социальной ситуации, может и должно строиться на определенной платформе, которую обосновывает предлагаемый вариант образовательной среды в образовательном учреждении.

  Цель концепции: создание благоприятных социально-педагогических условий для максимального развития ребенка, раскрытия его способностей и его самореализации; обеспечения чувства психологической защищенности.

  Объект воздействия концепции: дети 2,8-7 лет.

  Предмет: система педагогических средств и методов для развития личности ребенка в разных видах деятельности.

  Задачи:

 

 Гипотеза: социально-педагогический фактор развития личности детей определяется нами как социально-организованная взрослыми и возникающая по инициативе детей деятельность, включающая их в освоение окружающей среды. Эффективное развитие личности детей в процессе деятельности в открытой социальной среде возможно, если:

-          учитывается социально-педагогический потенциал микро социума;

-          деятельность детей включает формирование первичных потребностей и предпосылок освоения окружающего мира;

-          социально-педагогичесике условия направлены на развитие у ребенка его эмоциональной сферы и самореализацию возможностей.

      Принципы содержания образовательного процесса и условия их реализации в МКДОУ:

      Главная задача коллектива детского сада не только максимальное развитие личности каждого воспитанника, но и формирование ее готовности к дальнейшему развитию. Инструментом решения задачи может быть воспитательная система МКДОУ. Выбор данной модели обусловил анализ социально-культурной ситуации микрорайона  и педагогической ситуации в ОУ. В качестве принципов организации воспитательного процесса педагогический коллектив принял:  

1.      Принцип личностного подхода в воспитании.

Каждый воспитанник независимо от индивидуальных способностей и особенностей находит свое место в системе воспитательного процесса в МКДОУ. Каждый воспитанник – личность, которую уважают и принимают. Отличная черта воспитательного процесса в МКДОУ – развивающий характер, который проявляется в создании условий для реализации своих индивидуальных особенностей, интересов, установок, направленности личности, своего «я». В МКДОУ обеспечивается психологическая комфортность воспитанников, которая предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание атмосферы оптимизма, ориентацию на успех и мотивацию успешности. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

2.      Принцип интернационального воспитания.

Образ Мира у ребенка – Мир, частью которого является сам ребенок. Этот мир он осмысливает и переживает. Важнейшую роль в формировании образа Мира у ребенка и осознании себя в этом мире приобретает идея Малой Родины -  организация жизнедеятельности детей в пространстве русской и марийской культуры, в ее региональном и территориальном проявлении.

Данный принцип реализуется через:

-          создание развивающей среды МКДОУ, ориентированной на национальную культуру (русскую);

-          разработку и реализацию педагогических технологий воспитания на основе опыта русской этнопедагогики;

-          разработку воспитательно-образовательного процесса, адекватного приоритетным направлениям ОУ.

3.      Принцип деятельного подхода.

Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания развивают человека только в деятельности, которая всегда стоит между воспитанием, обучением и психическим развитием человека. Взаимодействие с ребенком основывается на признании его предшествующего развития, учете его субъективного опыта. Такое содержание воспитательно-образовательного процесса помогает выявить и развивать способности детей, предоставляет возможность самореализации.

 

 Оценка образовательного процесса:

1.      Основными показателями результативности МКДОУ как целостной воспитательной системы будут следующие:

-          психологический климат в МКДОУ;

-          комфортность в МКДОУ для педагогов, детей; отношение родителей к детскому саду;

-          психологическая защищенность детей.

Методы отслеживания: анкетирование педагогов и родителей, наблюдение за детьми.

2.      результативность воспитательно-образовательного процесса на условиях:

-          личностном (динамика личностного развития ребенка, эмпатия; «Я – концепция»; воображение, творческие способности, познавательная активность, развитие воли);

-          информационном (в зависимости от выбранной программы).

            В основе концепции развития МКДОУ лежит возможность:

-          ранней диагностики;

-          комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, коррекционной и профилактической работе;

-          подбора программ для детей с учетом их личностных особенностей и возможностей.

  

  БАЗИСНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДОУ:

  Ценности МКДОУ:

-          ребенок, как уникальная развивающая личность;

-          педагог, как личность, носитель образования;

-          командная работа, как основа достижения целей и успеха;

-          стремление к качеству, совершенству;

-          культура организации взаимоотношений;

-          семья – как основная среда личностного развития ребенка, сотрудничество с ней.

 

  Миссия ДОУ:

 

 Осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку.

-          Совершенствование охраны и укрепления психологического и физического здоровья детей.

-          Построение тесного взаимодействия с семьей.

Причины, которые диктуют целесообразность выбора данной миссии:

-          Содержание современного образования, направленное на развитие ребенка.

-          Увеличение с каждым годом детей, имеющих отклонения в физическом и психологическом развитии, нуждающихся в коррекционной и профилактической помощи.

Стратегическая цель МКДОУ: создать в МКДОУ пространство, обеспечивающее укрепление здоровья, разностороннее развитие ребенка, формирование у него творческих способностей, интеллектуальных возможностей, соответствующие требованиям социального заказа государства и семьи (см. таблицу «Модель выпускника МКДОУ»).

 

3.      СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ.

Образовательные ценности и содержание образовательного пространства, заявленные в концепции, нашли свое отражение в прогностическом модуле, содержанием которого является определение желаемого результата деятельности МКДОУ. Конечной целью деятельности является формирование гармонично-развитой личности ребенка. Исходя из заявлений концепции, выдвинуты основные направления развития ребенка, которые реализуются во взаимосвязи, как свойство целостной личности ребенка, обладающего определенными задатками и свойствами, последние будут учитываться в пед. процессе, но не ограничивать деятельность ребенка в одном аспекте. Каждое из направлений развития понимается нами как приоритетное, что предотвратит возможные прекосы в сторону одной из линий развития детей.

  Содержание задач развития личности ребенка связано с укреплением и совершенствованием физического и психического здоровья, формированием индивидуальных типологических характеристик личности воспитанников. Условия реализации содержания образовательного процесса, заявленного в концепции, отражены в образовательном модуле. Что гарантирует право ребенка на обязательный минимум развития его личности, интересов и способностей (Госстандарт).

  Наряду с этим, ориентируясь на социальный заказ, требования индивидуально-дифферинцированного подхода и право выбора образовательных программ родителям и педагогам, в образовательном модуле предусмотрен блок вариативных программ и блок дополнительного образования. 

  Следующий модуль отражает диагностику коррекционной работы. Это в основном диагностика физического развития ребенка и диагностика педагогическая, которая проводится педагогами по всем видам детской деятельности.

  Другим модулем, отражающим условия реализации образовательного содержания концепции, является организационно-педагогический модуль, который содержит описание усовершенствованного педагогического процесса. Как следует из анализа состояния ОУ, он обеспечивается дальнейшим развитием коллектива и предметно-развивающей среды, обогащением форм организации педпроцесса и взаимодействием с семьями детей. Блок «Развитие коллектива» отражает организацию труда сотрудников с учетом их личных и профессиональных качеств, психологической совместимости, предусматривает различные формы стимуляции педагогов (моральные и материальные), гарантирует создание условий для повышения мастерства и профессиональной подготовки. Особый акцент делается на креативную направленность личности педагогов МКДОУ, их творческого подхода к решению задач воспитания и образования детей. Блок предметно-развивающей среды планируется расширить через оборудование специальных помещений, в том числе и внешней среды детского сада.

 

4.      ДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

4.1.  Прогнозируемые результаты.

  Учитывая, что дошкольный возраст – важнейший этап развития личности, период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с миром людей, миром предметов, природы и собственным внутренним миром, педагогический коллектив прогнозирует в качестве конечного результата:

1.      сохранение и развитие образовательной системы, сложившейся в МКДОУ;

2.      создание механизмов, обеспечивающих высокое качество образования;

3.      повышение уровня охраны здоровья детей, улучшение работы по обеспечению психологической защищенности и положительного эмоционального самочувствия;

4.      обеспечение квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям и населению микрорайона;

5.      повышение статуса МКДОУ в селе.

 

  Основное назначение контроля за ходом реализации программы «Развитие МКДОУ»: обеспечение связи между системой управления МКДОУ и инновационными процессами.

 

4.2.  План деятельности.

Задачи

Направление деятельности

Сроки

ответственный

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

1. Организационные основы для реализации программы

1.1. Разработать и принять программы развития МКДОУ.

+

 

 

 

 

Заведующая,

1.2. Утвердить ее на педсовете

+

 

 

 

 

1.3.Провести родительское собрание с целью разъяснения концепции

+

 

 

 

 

Воспитатель

 

1.4.Обеспечить реализацию совершенствования работы ДОУ по всем направлениям

+

+

+

+

+

 

Заведующая,

воспитатель

1.5. Организовать в МКДОУ ПМПк.

+

 

 

 

 

Заведующая

1.6.Определить дополнительные возможности по взаимодействию с поликлиникой, средней школой, библиотекой.

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Заведующая

1.7.Анализ реализации программы в конце учебного года.

+

+

+

+

+

воспитатель

2. Физическое развитие

2.1. Разработать и принять программу «Здоровье».

+

+

 

 

 

 

Заведующая,

воспитатель

2.2. Отслеживать результаты программы «Здоровье»

+

+

+

+

+

2.3. Корректировать формы деятельности по программе «Здоровье».

+

+

+

+

 

+

2.4.Определить перспективу дальнейшей работы по данному направлению

 

 

 

 

+

3. Коррекционная работа с детьми.

3.1.Определение уровня развития каждого  ребенка через комплексную диагностику:

-физическое развитие;

-социальное развитие;

-интеллектуальное развитие.

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Воспитатель.

3.2. Коррекционное сопровождение развития психических процессов у детей:

-работа ПМПк (по запросам родителей и педагогов);

-использование технологии «сказкотерапии» в коррекции психического развития детей;

-составление индивидуальной программы сопровождения ребенка (по необходимости), контроль и коррекция данной программы.

+

+

+

+

+

 

4. Создание условий для развития творческих способностей детей.

4.1. Продолжить работу в изостудии, пополнять и обновлять ее содержание

+

+

+

+

+

Воспитатель

4.2. Создать зоны творчества в группах

 

+

+

+

 

Воспитатель

4.3. Разработать систему по ознакомлению детей с художественной и православной литературой в ДОУ и семье.

+

+

 

 

 

Воспитатель

4.4. Создать условия для формирования у детей творческих способностей через игровую деятельность

 

 

+

 

+

 

 

Воспитатель

5.Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

5.1. Повышение квалификации педагогов:

-курсовая подготовка (по перспективному плану);

-взаимопосещения;

-самообразование;

методическая работа в ДОУ.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

  РМО

ВИПКРО

 

5.2. Использование новых образовательных технологий:

-разработать перспективный план занятий в старшей и подготовительной группе по ОБЖ на основе программы «Безопасность» (Н.Н.Авдеевой и др.)

- использовать вариативность образовательного материала. Внедрить программу «Детство» в работе с детьми разновозрастной группы (разработанной с учётом ФГОС Т.М.Бондаренко и др.) Внедрить элементы программы «Радуга» (Т.Н.Дронова, М.А.Васильевой и др.) в работу с детьми разновозрастной группы.

+

+

 

 

 

Воспитатель

6.Создание условий для всестороннего развития ребенка.

6.1. Обогащение предметно-развивающей среды в группах и кабинетах.

+

+

+

+

+

ВоспитательМКДОУ

6.2. Создание благоприятных условий для комфортного пребывания детей в МКДОУ (личносто-ориентированный подход, игровая деятельность, развлечения, гибкий режим дня.

+

+

+

+

+

Воспитатель

 

6.3. Разнообразие форм воспитательно-образовательного процесса

+

+

+

+

+

Воспитатель

6.4 Разработать перспективный план занятий в старшей и подготовительной подгруппе по Православию на основе программ «Азбука Православия» Н.В. Давндова, «Добрый мир» Л.Л. Шевченко

 

+

 

 

 

Воспитатель

6.5.Наглядный метод. Экскурсии, наблюдения.

+

+

+

+

+

Воспитатель, заведующая

6.6.Слевесный метод. Рассказы, стихи, беседы.

+

+

+

+

+

 Воспитатель, заведующая

6.7.Практический метод. Мероприятия со школой.

+

+

+

+

+

Воспитатель, заведующая

6.8.Детская благотворительность. Трудовая деятельность детей в Преображенском храме.

+

+

+

+

+

Воспитатель, заведующая

7.Повышение материально технической базы ДОУ.

7.1.Обогатить образовательный процесс методической литературой, игровым, развивающим, дидактическим материалом за счет спонсорской помощи и пожертвований родителей.

+

+

+

+

+

Воспитатель

 

7.2Пополнить методический кабинет методической литературой, пособиями и игрушками.

+

+

+

+

+

Заведующая, воспитатель

8.Отработка модели взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

8.1.Вовлечение родителей в образовательный процесс:

-Дни открытых дверей;

-посещение занятий;

-совместное проведение праздников.

 

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

 Заведующая МКДОУ, воспитатель

 

8.2. Привлечение родителей к управлению и развитию ДОУ:

-родительский комитет;

-участие в педсоветах, производственных совещаниях

 

+

+

 

+

+

 

+

+

 

+

+

 

+

+

 

 

Заведующая, воспитатель

 

8.3.Информирование родителей об уровне развития и здоровья детей

+

+

+

 

+

+

 

Воспитатель, заведующая.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Предлагаемая программа «Развитие МКДОУ» является результатом творческой деятельности коллектива, родителей, детей. Она появилась не вдруг, не по заказу сверху, а по внутренней необходимости администрации и педагогов, заинтересованных в развитии образовательного учреждения. Идеи, заложенные в программе, появились несколько лет назад, но реальностью становятся только в последние годы. Этому способствуют изменения в образовании. У нас было время для серьезного обдумывания идей и планов. Это определило такие важные особенности программы, как реалистичность, прогностичность, целостность, обоснованность. Мы понимаем, что предполагаемая модель развития не является идеальной, мы готовы ее совершенствовать и  уточнять. Кроме того, судьба программы, степень ее реализации в немалой степени будут определяться субъективными условиями, которые в ближайшее время сложатся вокруг системы образования, а именно в вопросах управления и финансирования.